В теплоэнергетике надо применять малогабаритную и ремонтопригодную арматуру с обязательной функцией регулирования

Интервью с Хоптяр М.И, начальником 2-ой Правобережной котельной в Невском районе Санкт-Петербурга

Михаил Иванович, в котельном хозяйстве установлена различная трубопроводная арма­тура. Что вы можете сказать об особенностях ее эксплуатации?

У нас установлены задвижки, шаровые краны и дисковые поворотные затворы. В основном боль­шого диаметра — это шаровые краны и задвиж­ки, а среднего диаметра — это дисковые поворот­ные затворы. Современная арматура намного бо­лее удобная в обслуживании, чем арматура совет­ских времен. Не надо менять сальниковые уплот­нения, габариты меньше, обслуживание такой ар­матуры намного удобнее и проще.

При больших скоростях потока нередко проис­ходит попадание технического мусора в уплотни-тельные части арматуры. С такой проблемой тяже­ло справиться любой запорной арматуре. Это не­обходимо учитывать при проектировании (уста­новка фильтров для очистки среды).

В последнее время проектные организации устанавливают затворы дисковые поворотные в режиме регулирования, но не учитывают, что оптимальный угол регулирования 30—40 граду­сов, а не 5—7, что приводит к появлению кавита­ции, и арматура выходит из строя.

У дисковых поворотных затворов больше пре­имуществ, а проблем практически нет. Я бы ре­комендовал в 2011 году устанавливать затворы дисковые поворотные. Меньшая масса, габариты, простота обслуживания — это то, чего нет у дру­гих типов арматуры. Есть проблема стесненно­сти помещений. Представьте, что вам необходи­мо снять с трубопровода задвижку Ду 300 Ру 25 массой 355 кг или шаровой кран Ду 300 Ру 25 мас­сой 272 кг. Что для этого необходимо? Или снять затвор дисковый поворотный Ду 300 Ру 25 массой 54 кг. Опыт эксплуатации показал, что надо более широко применять фланцевую арматуру вместо приварной. Хотя и здесь есть проблемы при мон­таже больших диаметров из-за выставления гори­зонтов трубопроводов.

Какие проблемы возникают при эксплуата­ции шаровых кранов?

Шаровые краны у нас в основном Ду 600-800, Ру 25 работают в режиме полного открытия или полного закрытия. При длительной их эксплу­атации в открытом положении теряется воз­можность управления краном. Сдвинуть проб­ку крана практически невозможно. Поэтому ша­ровой кран необходимо периодически закры­вать—открывать.

Шаровые краны плохо работают на пару. Мы по­ставили шаровые краны Ду 80 на деаэраторах, но при температуре 110 °С их заклинивает. В полу­закрытом режиме разрушается фторопластовое уплотнение, а нам надо осуществлять регулиров­ку выпара. Пытались шаровыми кранами регули­ровать, но при прикрытии пробки он сильно шу­мит и плохо регулирует, а через 3-4 месяца вооб­ще выходит из строя. Видимо из-за высокой тем­пературы выдавило фторопласт, препятствующий управлению.

Насколько ремонтопригодна арматура, при­меняемая в котельной?

С точки зрения ремонтопригодности, дисковые затворы имеют большие преимущества. Но мы се­годня не готовы полностью ремонтировать им­портную арматуру. Всему ремонтному персоналу необходимо знать базовые технические особен­ности конструкции затворов и специфику их при­менения. Мы бы приняли участие в обучающих семинарах по трубопроводной арматуре. У нас накопились вопросы о наличии запасных частей к арматуре, о поставке вместе с изделиями специ­альных ключей, о наличии оснастки и оснащения цеха. Мы готовы направить группу ремонтников для обучения на завод-изготовитель.

Источник: Журнал ТПА